Метеорологи Каларского района ждут перемен

А вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся эти самые прогнозы погоды?

Каждый день мы по привычке включаем телевизор или заходим во Всемирную паутину, чтобы узнать, какая погода ожидает нас сегодня. И так же привычно вздыхаем: опять синоптики ошиблись – на улице совсем не то, что они предсказали.

А вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся эти самые прогнозы погоды? На самом деле, синоптика – это всего лишь часть большой и очень интересной науки – метео­рологии, науки, называемой «физикой атмосферы».

Практически вся наша планета словно опутана сетью больших и малых метеостанций и установок, которые ежечасно снимают показания приборов, делают замеры, затем передают в метеорологические центры. И уже там, на основе принятых данных, дают прогнозы погоды.

Есть такая объединённая гидрометеорологическая станция (ОГМС) и в Каларском районе. С 1938 года и по сей день метеорологи, гидрологи, аэрологи каждый день наблюдают за атмосферой, почвой, реками и озёрами. В советские времена служить на метеостанции считалось большой удачей – едва ли не самый внушительный размер зарплаты, отличное материально-техническое обеспечение. Да и филиалов тогда было на порядок больше – Катугино, Ничатка, Средний Калар, да и почти в каждом посёлке стояли специальные установки. Сегодня же, после всех реорганизаций и оптимизаций, в районе остались лишь метеостанции в Чаре, на Леприндо да небольшая автоматическая метеорологическая установка в с. Удокан. Обслуживают всё это хозяйство 17 специалистов во главе с Татьяной Васильевной Васениной. Она уже 28 лет в метеорологии, причём начинала свой профессиональный путь в Катугино. Представьте себе: бескрайняя тайга, до ближайшего посёлка больше сотни километров да по бездорожью, и посреди леса пара одиноких домиков. Один – метеостанция, второй – домик метеорологов. Печка, вода из реки, продукты северным завозом пару раз в год, из связи – радиостанция. Вот так и жили. Погнавшиеся за длинным рублём здесь не задерживались, оставались лишь те, для кого метеорология была не просто работой – любовью.

Как же проходит самый обычный день на метеостанции? Начнём с того, что работает станция круглосуточно. Каждые три часа метеорологи выходят на специальную площадку. Здесь они делают измерения температуры воздуха, почвы, давления воздуха, влажности, уровня радиации, скорости ветра. В зимний период замеряют высоту снега, в весенне-осенний – уровень осадков, количество испарения воды. Раз в сутки с помощью гелиографа определяют длительность светового дня.

Аэрологи два раза в сутки запускают метеозонд, чтобы исследовать атмосферу (именно этот зонд позволяет узнать о циклонах, арктических и тёплых течениях воздуха и всего прочего, что происходит в небе).

Гидрологи измеряют скорость воды, берут пробу на взвеси. После взятия замеров всю информацию оперативно надо внести в компьютер (по правилам, с начала работы на площадке до занесения данных должно пройти не более двенадцати минут), передать в Читу, а затем записать в специальный журнал. И так ежедневно, без выходных и праздников. А ведь есть ещё сезонные мероприятия, например, в зимний период ежемесячная снегосъёмка, когда по специальному маршруту в лесу замеряется плотность снега, высота, даже влажность. А весной и летом, когда случаются паводки, гидрологи метеостанции буквально поселяются на реке, ежечасно следя за уровнем подъёма воды, за скоростью течения. А работники метеостанции на Леприндо? Они живут на станции, выезжают только в экстренных случаях.

Кому-то может показаться: ну что это за работа – вышел, глянул на градусник, записал и сиди, плюй в потолок. На самом же деле всё намного серьёзней. Только представьте, не заметил аэролог приближающийся грозовой фронт, не передал телеграмму, получите крушение самолета, который не предупреждённый попал в эту грозу. Не зафиксировал гидролог резкое повышение уровня реки – прошляпили наводнение. Так что работа метеостанции крайне важна. Вот только глядя на здание, где стоят хитроумные приборы и фиксируются мельчайшие изменения погоды, начинаешь в этом сомневаться. Построено здание было в шестидесятые годы прошлого века и давно требует капитального ремонта. Правда, как говорит Татьяна Васильевна, министерство природных ресурсов в этом году обещает построить новое – в связи с реконструкцией аэропорта Чары возникла необходимость переноса станции и метеоплощадки.

Что ж будем надеяться, что новоселье метеорологи отпразднуют, хотя они и в нынешних условиях не унывают – своя котельная, дизель-генератор на случай отключения электроэнергии, в общем, практически автономное обеспечение.

…Откуда же берутся метео­рологи? А кадры коллектив, как говорят, «куёт» сам. Благо, учиться можно на месте. Можно и в других городах, по целевому направлению, возможности имеются. Ежегодно на метеостанции проводят обзорные экскурсии для старшеклассников. Кто-то просто любопытствует, а кто-то решает изучать погоду всерьёз. К примеру, Екатерина Кириллова. Когда-то она устроилась сюда на подработку после школы, а сегодня уже окончила колледж и обучается в ВУЗе, и хочется думать, что после получения диплома она вернётся в родную Чару, чтобы мы с вами всегда могли знать, какая погода будет ожидать нас завтра.

Фото автора

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять