«Нужно суметь подать себя и найти партнёров по бизнесу…»

Наш специальный корреспондент Нина Коледнева продолжает свой рассказ о 16-й по счёту Китайской северной международной научно-технической выставке, которая проходила в Маньчжурии.

ПОЧЕМУ НЕ МЫ?

Участники научно-технической выставки и молодёжного бизнес-форума охотнее других наведывались в павильоны монгольской и китайской делегаций. На стендах были представлены косметика из натуральных средств и лекарства, приготовленные из лечебных растений. Среди них средство из корней солодки. Краснокнижное растение, которое так безжалостно уничтожают дикие копатели в наших забайкальских степях. «Заготовители», к слову сказать, свои, забайкальцы; им за корни солодки китайские перекупщики платят какие-то гроши… «Этот порошок – жизнетворящий, защищает и укрепляет иммунитет у человека. Унимает кашель, мужскую силу поднимает, – рекламировала свой ходкий товар улыбчивая монголка. – Природа делится с нами своей целебной силой».

Наши фармацевты, увы, пока не раскручивают в полную силу собственные лекарственные средства из корней солодки, других лечебных трав из природной аптеки. Хотя… хочется привести рассказ женщины-фронтовички из Забайкалья (она служила в годы войны охранницей на радиостанции возле посёлка Атамановка; там в сорок пятом году был расположен лагерь для военнопленных японцев). Один из наших солдат-охранников мучился желудочными болями. Пленный японец настойкой из трав, собранных на территории лагеря, поднял на ноги умирающего от рака русского солдата. Нет бы собрать те травы и исследовать их свойства. Но начальство лагеря отмахнулось: «А-аа! Недосуг в бурьяне с сорняками копаться». Приказали подчинённым вырвать целебные растения с корнем.

Из-за своей нерасторопности и нелюбопытства мы зачастую топчем ногами лекарственные растения, принимаем их за сорняки.

Северные эвенкийские районы Забайкальского края, полагаю, могли бы представить на прошедшей выставке достижений в области науки и медицины и другие свои северные товары – косметику из оленьих желёз, настойку из пантов или горную смолу – мумиё, по мнению охотников, незаменимое средство при переломах костей, они срастаются, опережая все сроки, отпущенные на это официальной медициной.

В Китае и Монголии большой спрос и интерес к средствам народной медицины, к природным лекарствам, то есть лечебным растениям, и к их продвижению. А сбор, производство лекарственных и косметических средств – это, помимо прочих выгод, рабочие места, занятость молодёжи.

Северные сувениры (кумаланы или ковры из обрезков оленьих шкур, северные матрёшки, поделки из дерева) и национальная эвенкийская одежда, пошитая из ровдуги (выделанной оленьей шкуры), тоже, полагаю, найдёт спрос у иностранных покупателей, а следовательно, вызовет интерес китайских и монгольских предпринимателей. Но производство из кустарного, разового, должно перейти на промышленные рельсы. Необходимы сувенирные мастерские – со своими наставниками, художниками, дизайнерами… и штатными исполнителями, само собой. С заработной платой. Фиксированной, если предприятие возьмёт под крыло муниципалитет. Или зависящей от выручки, если бизнесом займётся частник.

В свободное между дискуссиями и заявленными мероприятиями время мы, журналисты, заглянули на овощной рынок и обомлели. Увидели в продаже… фабричные джемы из голубицы и конфеты, опять же в фабричной упаковке, из сушёной голубицы. Продавец, молодой мужчина-китаец, объяснил, что ягода – путешественница. Кусты голубицы приобретены в Забайкалье и высажены на ферме. Голубичник разросся, и вот теперь организовано промышленное производство джемов и конфет. Конфеты пользуются большим спросом как у самих жителей Маньчжурии, так и у туристов из других стран. По словам продавца, к поточному выращиванию голубицы проявили интерес в Белоруссии, приобрели технологию у китайцев. Впрочем, самим на этой ферме нам, труженикам пера из Забайкалья, побывать не удалось. Так что приходится ссылаться на

легенду, услышанную на рынке. Хотя… на открытии научно-технической выставки хозяева (китайская сторона) предложили своим гостям продегустировать необычный деликатес… конфеты из голубицы.

Забайкальцы, нам преподнесён ещё один урок. Не ценим мы свои природные богатства. Нам и ягодные фермы не нужны, в северных районах голубицы – море разливанное. Заготавливай, не ленись. Вот и заделы для родовых эвенкийских общин. Холодильные камеры и сушильные печи можно приобрести на средства гранта. И запустить собственное производство. К слову сказать, селькупы, коренные жители Томской области, так и делают. И уже несколько лет снабжают всю матушку-Россию мороженой черникой. Вдобавок освоили заготовку и расфасовку по тетрапакетам белых грибов.

Я встречалась с руководством общины селькупов, взявшейся за переработку природных дикоросов. Они похвастали, что начали производство с мини-гранта, а развернулись практически до сельской фабрики. Теперь у них в штате есть и свои национальные кадры – юристы и экономисты. Рабочие ягодного предприятия изъяснились коротко и ясно: «Под лежачего бомжа портвейн не течёт… самим надо руки приложить, чтобы винный напиток пить».

В ОТПУСК – ЗА ЗДОРОВЬЕМ

И не стоит забывать о туризме. О его современной разновидности – медицинском туризме, который набирает всё больший размах по всему миру. Китайцы не остались в стороне. Организовали хороший сервис на своих курортах, расположенных вокруг минеральных источников. Пригласили врачей разного профиля – от рентгенологов до урологов и стоматологов. Причём высококвалифицированных. И к ним хлынул поток туристов из России, желающих отдохнуть с комфортом и пролечиться одновременно; вернуться домой на родину, скажем, с новыми вставными зубами – и эта услуга по протезированию предусмотрена.

У нас в Забайкальском крае тоже немало минеральных источников с целебной водой, есть и курорты. Только под Читой – курорты «Дарасун», «Кука»… Но вот о комфорте пока и речи нет. Развал, разруха, номера, как камеры пыток, узкие, зимой продуваемые насквозь всеми ветрами. В столовую нужно зимой (в Куке) шествовать по морозу и гололедице в другой корпус. Иностранного туриста туда даже ультраполезной для здоровья минералкой не заманишь.

Наши забайкальские лечебные клиники могли бы предложить другое: высокотехничные хирургические операции, новые методики по лечению детей с церебральным параличом. Но и тут долго раскачиваемся…. Группа читинских журналистов присутствовала на встрече китайских и монгольских медиков и делегации российских врачей из города Омска. Между ними был заключен договор об обменном медицинском туризме. Омичи предложили высокотехнологичные операции на позвоночнике, ряд ортопедических операций. А самих российских медиков, к слову сказать, интересовали восточные подходы к лечению различных заболеваний и возможность для наших российских туристов получить в Маньчжурии доступ к народной медицине, в том числе, к траволечению.

Китайские врачи рассказали, что они успешно сотрудничают с российскими медиками из Якутии, с якутянами у них заключен договор о сотрудничестве; отправлялись обменные делегации в города Омск, Новосибирск.

О Забайкалье речи не велось. Но медицинский туризм – с нами, или без нас – будет развиваться. Какой выход? У монголов на этот счёт есть мудрая пословица: «Чтобы преодолеть долгий и трудный путь, надо для начала сделать первый шаг из юрты».

К монголам есть смысл прислушаться.

Фото автора. Маньчжурия

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять