ДОРОГА В БУДУЩЕЕ ИЛИ ДОРОГА В НИКУДА?

0+

Торжества, посвящённые юбилею Байкало-Амурской магистрали, гремят по всей трассе – от Тайшета до Советской Гавани. В эти дни жители региона всё чаще задумываются о значении стройки века. С одной стороны, БАМ – это беспримерный инфраструктурный проект, вдохнувший жизнь в край нехоженых гор и тайги. С другой – упадок, в который пришло множество посёлков строителей, заставляет думать о БАМе как о «дороге в никуда».

Но что же думают о прошлом и будущем БАМа сами жители городов и посёлков магистрали? Ведь здесь уже успело вырасти и обзавестись семьями целое поколение, которое с трудом понимает смысл выражений «большая земля» и «комсомольская путёвка», а некогда юные первопроходцы уже ведут внуков в построенные своими руками школы.

Мы намеренно отказались указывать имена и возраст респондентов, чтобы сделать выборку наиболее непредвзятой. Итак, единственный вопрос: «БАМ для вас – дорога в будущее или дорога в никуда?»

* * *
– Тут как сказать… И то, и другое вместе, враз. Для тех, кто строил всё здесь, БАМ был всем. Во что в итоге всё превратилось – мы все видим.

* * *
– Кто вообще придумал, что БАМ – дорога в никуда? Он был мечтой целого поколения. Как по мне, так ставить такой вопрос вообще оскорбительно по отношению к бамовцам – и строителям, и тем, кто здесь живёт!

* * *
– Об этом рано говорить. Ведь для чего строилась железная дорога здесь? «Чтобы все богатства взять из-под земли», как поётся в известной песне. Не будет освоения месторождений – получится, что дорога в никуда.

* * *
– Если б не БАМ, нас бы здесь не было. Поэтому зачем ставить такие вопросы? Нужно жить и трудиться на благо того, чтобы здесь всё было как надо!

* * *
– БАМ стал бы дорогой в будущее, если б не развал Советского Союза. Планировалось строить города, добывать ту же медь. Но страна рухнула, посёлки остались недостроенными, серьёзное производство пока только в планах.

* * *
– Вы посмотрите, какая разруха вокруг! Все отсюда бегут, посёлки пустеют, работы нет. Про молодёжь я вообще молчу: все уезжают учиться да так и остаются в больших городах работать. Возвращаются единицы. Хорошо ещё, что благодаря «железке» жизнь ещё теплится. Надеюсь, и БГК не подкачает: начали-то они очень хорошо. А в остальном – ничего особенно вдохновляющего.

* * *
– Мы строили БАМ, но получили квартиру в Белгороде и уехали. Поначалу тосковали: как-никак, душу там оставили, лучшие годы. Но знакомые разъехались, и мы тоже переселились. С годами появилась ностальгия. Решила съездить, посмотреть, как теперь на БАМе стало. Очень разочаровалась: после строительства посёлок не развивался. Наоборот, всё заросло и пришло в упадок. Горько осознавать это.

* * *
– Дорога в никуда, говорите? А зачем тогда второй путь и освоение Удокана? Пора забыть все эти клише из девяностых. БАМ был, есть и будет!

* * *
– Конечно, дорога в будущее. Только в будущее не завтрашнее, а далёкое. Ведь когда-то стране потребуются громадные запасы полезных ископаемых. Когда-то дойдут до них руки. Вот тогда все снова и вспомнят про БАМ. О нём же ещё при царе задумывались. Потом перед вой­ной начинали строить. Думаю, скоро нужно ждать, так скажем, второго дыхания БАМа, или какое оно там по счёту.

* * *
Таковы мнения бамовцев о самом БАМе. Если вдуматься в ответы земляков и их мнения, то даже в словах скептиков можно проследить надежду на лучшее будущее. Ведь просто не может такого быть, чтобы мечта целого поколения, его тяжёлый труд и невиданный энтузиазм оказались напрасными. Не только с моральной, но и практической точки зрения. Магистраль нужна России и её жителям, со сменой строя она не утратила своей ценности. Так поздравим же бамовцев с юбилеем их детища и пожелаем всем нам оказаться достойными потомками строителей-первопроходцев!

Дмитрий ИГНАТОВИЧ

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять