«Хрустальные родники» чарской поэтессы Ирины Котельниковой  0+

Сборник стихов Ирины Котельниковой. Фото службы новостей «СП»

«Когда тоска внезапная нахлынет…» …то открой, дорогой читатель, сборник стихотворений замечательной поэтессы из Забайкалья Ирины Котельниковой. Книга называется «Хрустальные родники», и она совсем недавно вышла в городе Чите… По мере чтения этой книги тебя отпустит тоска, душа пойдёт на поправку. Если, конечно, ты готов думать и сопереживать автору, который несмот­ря на глубину и широту поэтических прозрений имеет свой взгляд и своё мнение на то, «куда влечёт нас рок событий».

Моя читинская землячка родилась на реке Витим, в селе, что с давних времён было перевалочной базой золотопромышленников. Ирина Котельникова – забайкалка в третьем поколении. В 30-е годы ХХ века, когда началась массовая вербовка вольнонаёмных и ссылка раскулаченных на Витимские прииски, обе её бабушки волею непростых своих женских судеб оказались на легендарном Витиме.

А название какое
У деревни – Дешулан!
По-над плавной Ингодою
Деревянные дома.
Избы срублены когда-то
Без единого гвоздя.
Смотришь, высечена дата,
Подсчитаешь – век назад!
За домами в небо смотрят
Над колодцем журавли.
Здесь не знают слова «смокинг»,
Здесь слова все – от земли.
Есть «казёнка», есть «поварня»,
Есть «сушила» во дворах.
Русью пахнет в Дешулане,
Значит, Русь ещё жива!

В чём же легендарность Витима? Витим был поэтической малой родиной другой замечательной поэтессы Светланы Кузнецовой, и в определённой степени можно считать, что Ирина Котельникова развивает лирические традиции своей достославной землячки… По вербовке в Забайкалье после раскулачивания попала одна бабушка Ирины Котельниковой, что жила в Тверской губернии. А вторая бабушка попала в Забайкалье из Белоруссии. На берегах Витима познакомились их дети, будущие родители поэтессы. А в 1956 году появилась на свет и сама Ирина. Когда ей было два года, семья переехала ещё севернее. И ранние воспоминания связаны с оленями, эвенкийской люлькой, в которой ей довелось полежать в младенчестве… Детство было самым поэтическим – среди вольного таёжного древнего загадочного эвенкийского народа. В жизни Ирины Геннадьевны было многое, что помогло окрепнуть поэтическому дару – увлечение краеведением-краелюбием, изучение истории Якутии, эпоса народа, преданий о жизни героя Тагына, преданий реки Чары… Всё это ляжет в основу не только исторической повести Ирины Котельниковой «Зимовье Чаринское», но и станет основой её неповторимого поэтического мира. Загадочные имена селений и рек Забайкалья обретут в поэтическом творчестве Ирины Котельниковой постоянную прописку.

Здравствуй, русское застолье!
Разносолы – не чета
Кабакам Первопрестольной!
Кто сказал: мы – нищета?!
С первачом графинчик важный
Посерёдке, будто царь.
Гнал его не на продажу
Гришка – местный дед Щукарь.
Кличут так за прибаутки,
За кухарство в сенокос.
Не молчит он ни минутки:
«Наливайте за колхоз!
За покойничка – по первой,
А вторую – за меня!
До сих пор в колхозы верим.
Эх, робяты, вот жизня…»
Подцепил пластинку сала:
«Где там чашка холодца?
Ешьте, гости, до отвала!
Нам не воду пить с лица».
Огурцы пошли со хрустом,
Следом – грузди. Не зевай!
Позабыли вмиг о грустном.
«Ну-ка, Марья, запевай!»
Подхватили песню бабы,
И притихли мужики…
Эвон как выходит складно
Про деревню у реки!
А с плиты несут картошку –
Нашкворчилась, заждалась!
«Дед Щукарь, бери гармошку!
Хватит крыть ядрёну власть!»
Задробили вперемешку,
Подбоченились! «Эх, ма!
Сыпь частушки-пересмешки,
Пелагеюшка-кума»…
…Пляшет русская деревня,
Не судите мужиков!
Пусть они в колхозы верят,
Им без веры нелегко.
Погуляют – и за лямку.
Ждёт подруженька-соха!
Жизнь – от мамки и до ямки,
А деревня – на века!

Река с чарующим именем Чара, где доселе живёт и творит свои стихи поэтесса – место немноголюдное. Но способное околдовать человека первозданностью природных стихий. Эта неотъемлемость стихийности природы от биографии и творчества поэтессы придаёт негромкую, но явственную интонацию сакральности присутствия человека в мире. Ведь уже в самих названиях рек и сёл Забайкалья таится загадка, которую хочется разгадывать, позабыв о времени и суете.

…Поле русское, поле дикое
Заросло травой выше пояса,
По росе коса здесь не вжикает –
Ни мужичьего духа, ни голоса.
Поле буйное, разнотравное.
Эх, духмяное, эх, медовое…
Где ж вы, левые, где ж вы, правые?
Али ноженьки ваши пудовые?..

До того как стать писателем и поэтом, Ирина Геннадьевна была (и осталась!) жадным читателем. В детстве, чтобы домашние не отвлекали её от чтения, она даже пряталась с книгой на чердаке! Первые стихи написала в шестом классе и посвятила пионерскому лагерю «Орлёнок». После школы, будучи культработником, Ирина Котельникова с энтузиазмом участвовала в работе актуальных в то время агитационных бригад, посещая оленеводческие стойбища… С юности начала сотрудничать с местными изданиями, участвовала в работе семинаров молодых поэтов и прозаиков в Чите. Но, видимо, слишком любила жизнь и до времени недооценивала свой литературный талант. Оттого и в члены Союза писателей России вступила гораздо позже своих сверстников-литераторов, уже в зрелом возрасте, после выхода четырёх сборников. Тем не менее уверенность, что жизнь главнее литературы, стала той прививкой от литературщины, которой так недостаёт многим авторам городского многолюдья и суеты.

Просыпается по солнышку
Деревенька, не спеша.
Раскрывается до донышка
Деревенская душа.
Звякнет струйка по подойнику,
И уже который год
Вкруг скамейки,
крытой войлоком,
Будет виться рыжий кот.
На востоке зорька сочная,
Словно щёки молодух.
Тополя – шеренгой «срочников»
На высоком берегу.
Над полями мягко ластится
Розоватой дымкой марь.
Под стрехой
гнездится ласточка.
Всё привычно. Всё, как встарь.
Но подступит расставание
Не на год – на целый век.
Всё длиннее расстояния
До родных полей и рек,
До ромашковой околицы,
Где деды замашут вслед.
Нагостятся внучки-школьницы,
А в деревне школы нет.
И напрасно за автобусом
Будет мчаться старый пёс.
Он не знает, что на глобусе
Нет деревни, где он рос.
Просыпается по солнышку
Деревенька, не спеша.
И болит, болит до донышка
Деревенская душа.

Только такая влюблённая в жизнь женщина, как Ирина Котельникова, родила и сумела достойно воспитать троих детей. А когда один из сыновей заболел, и она стала фактически невыездной за пределы района проживания, не отчаялась, наладив творческое сотрудничество с композиторами. Благодаря Ярославу Южмакову и Святославу Алексашину многие стихи Ирины Геннадьевны стали песнями! Уж где-где, а в Забайкалье люди умеют и любят петь!

Несмотря на то, что Ирина Котельникова всегда была и остаётся активно пишущим автором, книги у неё выходят не так часто, как хотелось бы. Первый сборник стихо­творений «Остановись, мгновенье, не спеши…» вышел в 2007 году в Санкт-Петербурге. Он имел такой читательский успех, что быстро стал библиографической редкостью. Но, конечно, с творчеством Котельниковой можно познакомиться и в интернете, и в периодических изданиях России. Ведь стихи Ирины Геннадьевны публикуют не только газеты Забайкалья и Сибири, но и издания других регионов – «Невский альманах» (Санкт-Петербург), альманах «Живое слово» (Приморский край), «Земское обозрение» (Саратов), «Аргамак-Татарстан» (Казань), «Холод, ОК» (Тюмень) и многие другие. Географический диапазон, как видите, широк, как и взгляд поэтессы на судьбу малой и большой родины.

По-над полюшком, по-над реченькой
В травы горькие выплесни грусть.
Надышись – луговыми, запечная,
Неуёмная матушка-Русь.
Ты подставь лицо ветру-солнышку,
Семицветную – в косы вплети,
Почерпни родниковую с донышка,
Лихолетье святой окропи.
Расстели вдоль дорог земляничные,
Перелески грибные раскинь.
Не сравнится с тобой заграничное!
Здесь и в небе особая синь!
Не грусти же, родная,
в заброшенных…
Уезжают с насиженных мест.
Но над речкою, лугом некошеным,
Слышишь, Мамка,
звучит благовест!
Возвращается исподволь богово
В деревенском укладе простом.
И девчонка бежит босоногая,
Руки тонкие в небо – крестом…

Читая стихотворения Ирины Котельниковой о русском селе, о русской деревне, воочию видишь эти сёла и деревни, реки и деревья и, конечно, людей. Поэтесса относится к сёлам, словно к людям из плоти и крови. Несмотря на жалость и сострадание к судьбе русской глубинки, Ирина Геннадьевна ни на минуту не позволяет себе усомниться в возможности возрождения счастливой жизни человека на земле предков. Да и что хорошего может быть с человеком, попавшим в «человейник» мегаполиса? Лишь ступая по земле, ты воспринимаешь землю, как Матушку, как нечто абстрактное, отвлечённое, закованное в бетон для «цивилизованности».

Слишком часто сегодня деревни в России впадают прямиком в погосты и пустоши… Едешь-едешь по бескрайней Сибири, по Забайкалью и порой целыми сутками можешь не увидеть ни одного села. Но если вы хоть на минуту усомнились в жизнелюбии поэтессы, если вы хоть на минуту допустили мысль, что Ирина Котельникова принадлежит к некой погребальной команде России, способной лишь хоронить да отпевать нашу Отчизну, вы будете посрамлены, продолжив чтение её книг. Поэтесса щедро подарит вам настолько жизнелюбивые стихи, что, читая их, поневоле начинаешь верить в Россию, подобно Тютчеву… Такие стихи – лучшее лекарство от уныния и неверия в свою страну!

Да, детство поэтессы, по её собственному признанию, было сугубо советским, вплоть до того, что, став пионеркой, Ирина, в соответствии с заветами Ленина, попросила бабушку убрать икону… Вздохнув, бабушка перенесла икону в другую комнату… Доселе Ирина Геннадьевна корит себя за тот поступок! Но, несмотря на внешний атеизм, в этой босоногой девочке, бегущей по бескрайней земле предков, так символично скрестив руки, мы, конечно же, узнаем ту маленькую Ирину, которой свыше суждено было стать большим русским поэтом.

Эдуард Анашкин, член Союза писателей России, Самарская область

Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять